Консалтингова компания «Консалтинговый центр института профессиональной сертификации менеджеров»
Консалтинговая компания ICPM Consulting «Консалтинговый центр института профессиональной сертификации менеджеров»

Как создать корпоративную культуру в организации

Как создать корпоративную культуру в организации. Формирование ценностей, внедрение новых норм поведения

Тема корпоративной культуры сегодня одна из самых часто обсуждаемых в кабинетах ТОП-менеджмента и акционеров. Для большинства очевидно, что корпоративная культура организации является основой ее жизнедеятельности.

Ни одна технология, ни один регламент и ни одна инновация не реализуется в полном объеме, если персонал не будет «особенным». Например, клиентоориентированным, заботливым, страстным, результативным, инновационным и т.д.

Но как этого достичь?

Нужно сформулировать ценности компании. Оптимально, если ценности компании – это следствие личной миссии Лидера. Например, работа с детьми, разработка методов лечения рака, создание максимальной доступности информации для всех, разработка инноваций и т.д. Часто Лидер не имеет такой миссии. То в этом случае ценности определяются на основе функциональных потребностей бизнеса. Для этого нужно ответить на вопрос: «Как должны вести себя вести люди в организации, чтобы добиться успеха на рынке?»

Можно составить достаточно большой список ценностей, но важно выбрать не более 5 и сделать их реальными для персонала.

Как сделать ценности компании реальностью для персонала?

Развешивание ценностей на стенах и заучивание их наизусть ничего не даст. Важно каждую ценность описать через 1-3 поведенческих маркера. Маркеры должны быть понятными, простыми и узнаваемыми в реальности. Например, четкое понимание сотрудниками, что обсуждать коллегу в его отсутствии «не порядочно». Главное – нацеленность на результат.

Как внедрить новые ценности в корпоративную культуру и создать новые нормы поведения?

Для внедрения необходимо:

Все эти этапы займут не меньше года, но результат того стоит. 

Лидер как носитель ценностей

Ответ на вопрос, как внедрить новые ценности в корпоративную культуру, лежит сразу в нескольких плоскостях.

Первая из них это главный менеджер, владелец или директор. Нет смысла создавать ценность и внедрять их в компании, если Лидер не является их носителем. Нельзя заставить персонал быть иным, чем сам Лидер.

Персонал приспосабливается к лидеру и просто найдет форму, как обманывать вас, чтобы вы думали, что он себя ведет «как надо». Так создается культура двуличия и обмана. Потом очень сложно искоренить такое отношение к делу.

Намного выгоднее быть просто честным, даже если Лидер злой, циничный, параноик. Люди гораздо легче переносят негативных начальников, чем лицемерие и двуличие. И, как ни странно, персонал может это устраивать.

Знаю компанию, где практикуются телесные наказания. Удивительно, но текучка отсутствует и всех это устраивает. Справедливости ради нужно отметить, что такие наказания редкость и только если ошибка менеджера принесла убытки бизнесу. Такая себе «пацанская» культура.

Честность по отношению к персоналу – это то, чего могут достичь все. Честное выражение откровенного неуважения к персоналу не убивает бизнес, хотя и не делает его успешным. Примеров масса.

Выбор ценностей компании

Плоскость вторая. Корпоративные ценности, которые выбираются в качестве смыслового ориентира компании, должны быть связаны либо с личной миссией лидера, либо с функциональными потребностями организации.

Личная миссия лидера, может быть: лечение детей, создание информационных инфраструктур в стране, то есть то, что Лидер не может не делать. У многих лидеров таких миссий нет, их миссия просто построить успешный бизнес. Часто именно они начинают придумывать «искусственные» ценности.

Ценности по функциональному признаку

Если нет личной миссии, ценности нужно формулировать по функциональному признаку. Например, если бизнес работает с конечным потребителем, то позитивное отношение к клиенту есть основа успеха компании. Это функциональная ценность. И часто Лидеры сами готовы проявлять реальную доброжелательную искренность к клиенту, при этом не будучи доброжелательным по своей сути. Но в таком случае лидер сможет показать пример, научить других и добиться от сотрудника подобного поведения.

Автор: Владимир Маличевский, Кандидат Психологических наук, MBA, Бизнес-тренер.

Наши партнеры
_____________________________________________________________________________
      

TRN.ua – тренинги в Украине

  Договор оферты